Архитектурные ансамбли

Дворцовая площадь

Дворцовая площадьНынешний Зимний дворец, заказанный Елизаветой Петровной архитектору Бартоломео Франческо Растрелли, – пятый по счету каменный дворец на набережной Невы. Заказчица не дожила до окончания строительства (1762), но современнее преемника Петра III и до революции дворец был главной резиденцией российских императоров. Пышное здание одним фасадом смотрит на Неву, другим на Адмиралтейство, однако главный вход во дворец – с юга, со стороны Дворцовой площади. В музей Эрмитаж, расположенный в Зимнем и прилегающих к нему дворцах, посетители попадают через двор, минуя знаменитую решетку с двуглавыми орлами работы Романа Мельцера.
В центре площади – Александровская колонна, воздвигнутая в1834году Огюстом Монферраном в память о победе над Наполеоном. Постамент украшают бронзовые доспехи и аллегорические фигуры рек Вислы и Немана, колонну венчает фигура ангела с крестом, попирающего змею – символ вражеских сил. Скульптор Борис Орловский придал лицу ангела черты императора-победителя Александра I.
Тему военных побед в убранстве площади продолжает колесница богини Ники на арке Главного штаба. Здание Главного штаба, полукругом замыкающее площадь с южной стороны, построено по  проекту Карла Росси в1823—1829годах. Изогнув проход между двумя частями Триумфальной арки, Росси гениально решил проблему Большой Морской улицы, выходящей на площадь под острым углом к фасаду Зимнего дворца. Эта улица стала своеобразным коридором, завершающимся по-театральному эффектной панорамой площади. Левым крылом Главного штаба, где располагались министерства финансов и иностранных дел, сейчас ведает Эрмитаж. Справа, где были Генеральный штаб и Военное министерство, по-прежнему вотчина военных – штаб Ленинградского военного округа. С востока ансамбль Дворцовой площади завершает строение еще одного военного ведомства – здание Штаба Гвардейского корпуса (Александр Брюллов, 1843).

Исаакиевская площадь

Исаакиевский собор Огюста Монферрана (1858) – четвертый на этом месте храм, освященный в честь преподобного Исаакия Долматского, чей праздник 30мая (по старому стилю) совпадал с днем рождения Петра Великого. Строительство нынешнего собора было начато Монферраном при Александре Iв1818годуи, продлившись 40 лет, завершилось вправление Александра II. Вплоть до революции это главный храм города.
Старейшее здание на площади – дом Мятлевых, расположенный слева от входа в собор. Особняк интересен тем, что здесь у Льва Нарышкина гостили Дени Дидро и Жермена де Сталь, а в 1920-х вдоме был Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), в котором работали Малевич, Татлин, Филонови другие творцы русского авангарда. Рядом с домом Мятлевых – мощное неоклассическое здание бывшего германского посольства (Петер Беренс, 1913), напротив – знаменитая гостиница “Астория” Федора Лидваля (1912). Дальше к югу Исаакиевскую площадь фланкируют два дома, построенные для Министерства государственных имуществ (Николай Ефимов, 1853). В советские годы один из них стал Институтом растениеводства.
Перед Синим мостом через реку Мойку (это самый широкий мост в городе – 97метра) стоит конный памятник Николаю I работы его любимого скульптора Петра Клодта. Среди прочего монумент интересен тем, что имеет всего две точки опоры – задние ноги коня. За ним возвышается Мариинский дворец: здание, построенное в1844году Андреем Штакеншнейдером для любимой дочери Николая I Марии, теперь занимает Законодательное собрание города.
Между Исаакиевской и Сенатской (ныне Декабристов) площадями вначале Конногвардейского бульвара – памятник строгого классицизма Манеж (Джакомо Кваренги, 1807), а перед ним установлены мраморные укротители коней Диоскуры работы Паоло Трискорни. В зимнее время в Манеже занимались выездкой гвардейцы, расквартированные в казармах на бульваре. Сейчас здесь выставочный комплекс.

Новая Голландия

Новой Голландией называется маленький остров, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Здесь в петровское время “по голландскому способу”, то есть вертикально, хранились бревна для строительства кораблей на Адмиралтейской верфи. Древесину свозили на остров, чтобы избежать пожаров. Кирпичные помещения складов по периметру Новой Голландии возведены в1760-80-е; фасады спроектировал классицист Жан Батист Валлен-Деламот. В центре острова – водоем, так называемый гаванец. Короткий канал с роскошной парадной аркой соединяет его с Мойкой. На западном мысу острова – гармонирующее с мрачноватым духом этого места здание Морской тюрьмы, где содержались мореходы-правонарушители.
До недавнего времени Новая Голландия была закрытым военным объектом, в гаванце проводились испытания моделей военных судов, увидеть можно было только то, что явлено взору с набережных или своды. Ныне судьба острова – стать центром развлечений. Обещают, однако, памятники архитектуры оставить в первозданном виде.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость Современный облик Петропавловской крепости сложился в эпоху Екатерины Великой – от Петра Великого здесь осталась лишь планировка. В плане крепость представляет собой вытянутый с запада на восток неправильный шестиугольник, по углам которого – шесть бастионов. По легенде, крепость заложена самим Петром 16 (27) мая 1703года. Этот день считается днем основания города. Земляные валыпо периметру были сооружены за год, и далее под руководством Доменико Трезини они еще 30лет перестраивались в камне. Сейчас весь комплекс на Заячьем острове принадлежит Музею истории города.
Со времен Петра дошли до нас парадные Петровские ворота с восточной стороны, спроектированные Трезини. Над воротами – деревянный барельеф “Низвержение Симона волхва апостолом Петром” Конрада Оснера – под волхвом понимался недруг императора король Швеции Карл XII. Петропавловский собор закончен уже после смерти государя – в1733году. В творении Трезини можно выделить черты как римских барочных церквей (двухцветная колеровка, декор), так исеверных протестантских храмов (колокольня со шпилем высотой122,5метра, делающая собор самым высоким зданием в центре Петербурга). Флюгер в виде золотого ангела с крестом – один из главных символов города. На колокольне установлен действующий карильон. В соборе похоронены члены семьи Романовых: императоры и императрицы, 26великих князей и княгинь. В приделе святой Екатерины в 1998 году погребены останки последнего российского императора Николая II и членов его семьи, расстрелянных в Екатеринбурге в 1918 году, а также врача, повара, лакея и горничной, погибших вместе с Романовыми. Галерея соединяет собор с Великокняжеской усыпальницей (Давид Гримм, Антоний Томишко, Леонтий Бенуа, 1906), где покоятся члены великокняжеских семей.
С права от выхода из усыпальницы стоит Ботный домик, построенный вначале екатерининского царствования специально для «дедушки русского флота» – ботика, на котором Петр I постигал искусство навигации. Сейчас в крепости хранится лишь копия знаменитого судна, оригинал – в Военно-морском музее.
На юге Соборной площади – Комендантский дом (построен в1746году, позже несколько раз перестраивался). Здесь комендант крепости жил (на втором этаже) и работал (на первом, где находилась канцелярия). Должность коменданта была пожизненной, со времен Александра I на этот пост назначали заслуженных генералов на покое. Хоронили комендантов у восточной стены Петропавловского собора. В доме сейчас отличная экспозиция, посвященная дореволюционному Петербургу.
Напротив Петропавловского собора – здание Монетного двора, возведенное в павловское время архитектором Антонио Порто. Чеканка монет еще при Петре I была перенесена в крепость как наиболее охраняемую часть города.

Площадь Декабристов

В центре бывшей Сенатской площади – один из главных символов города, памятник Петру I, с легкой руки Пушкина ставший Медным всадником. Создан Этьеном Фальконе и его ученицей Мари Колло, открыт в1782году. Петр в одеянии римского императора восседает на вздыбленном коне, задними копытами попирающем змею – змея олицетворяет врагов и противников реформ. На постаменте лаконичная надпись на латыни: “Петру Первому – Екатерина Вторая”.
На западном краю площади – важнейший ансамбль государственных учреждений, законченный Карлом Росси в1834году. В зданиях, соединенных аркой, перекинутой через Галерную улицу и украшенной статуями Благочестия и Правосудия, размещались Сенат и Синод. Оба учреждения появились в результате петровских административных реформ: Сенат, образованный в1711году, к началу XIX века был высшим судебным органом, а Синод, основанный в 1722-м, заменил в управлении церковью институт патриаршества.
На противоположной стороне площади стоит Адмиралтейство. Адмиралтейская верфь заложена Петром Iв1704году. Проект П-образного здания крепости-верфи был исполнен рукой самого императора. До упразднения верфи в середине XIX века здесь построили порядка 250кораблей для Балтийского флота. В 1806—23 годах архитектор Андреян Захаров перестроил здание по канонам ампира для Морского министерства, сохранив первоначальную планировку. Грандиозное здание с шестью многоколонными портиками и центральной башней, окруженной колоннами ионического ордера и множеством скульптур, воплощает идею морского величия России. Башня увенчана позолоченным шпилем с флюгером-корабликом. От Адмиралтейства по замыслу Миниха и Еропкина расходились лучи трех главных магистралей города – Невского и Вознесенского проспектов, Гороховой улицы.

Площадь Искусств

Площадь, по великокняжескому дворцу именовавшаяся Михайловской, благодаря обилию культурных учреждений стала площадью Искусств (с1940года). Ансамбль спроектирован Карлом Росси. Центральное место в сквере перед Михайловским дворцом занимает памятник Пушкину – удачный дебют скульптора Михаила Аникушина (1957). Собственно Михайловский дворец (1825) Росси построил для младшего брата императора Николая I– великого князя Михаила Павловича. В конце XIX века Александр III приказал выкупить дворец в казну, ив1898году в нем был открыт Русский музей, ныне владеющий крупнейшим вмире собранием русского искусства. В 1911 году архитектор Василий Свиньин пристроил ко дворцу со стороны Садовой улицы здание, стилизованное под классицизм Росси, – теперь это Российский этнографический музей. Со стороны канала Грибоедова еще один корпус Русского музея соорудил Леонтий Бенуа (1912).
Малый оперный театр (сейчас Театр оперы и балета им. МПМусоргского, первое название – Михайловский) занимает дом №1 по площади Искусств (Александр Брюллов, 1833). Это один из трех сохранившихся императорских театров, наряду с Мариинским и Александринским. Следующие за театром здания с фасадами работы Росси – дом Голенищева-Кутузова (№ 3) и дом Жако (№5). Оба не безынтересны и скультурной точки зрения: в доме Голенищева располагается музей-квартира художника Исаака Бродского, в доме Жако в 1910-х годах работало богемное питейное заведение “Бродячая собака”, куда ходили лучшие поэты, актеры, музыканты того времени.
Науглу Михайловской улицы – Большой зал Филармонии, занимающий здание бывшего Дворянского собрания (Росси, 1839), далее по Итальянской улице – Театр музыкальной комедии, построенный в 1910-е годы.

Площадь Островского

В центре площади Островского находится Екатерининский сквер, а внем – памятник Екатерине II (Михаил Микешин, 1873) в окружении важнейших действующих лицее эпохи. За сквером и вокруг – один из главных классицистических ансамблей Карла Росси. Корпус Российской национальной библиотеки, выходящий на площадь, построен Росси в1834году, в проемах между колоннами стоят статуи античных ученых и поэтов. Композиционная доминанта ансамбля – Александринский театр (1832). Нафасаде выделяется лоджия скоринфской колоннадой и аттиком, украшенным колесницей Аполлона работы скульптора Степана Пименова. Императорский театр, как и площадь (в прошлом), назван в честь жены Николая I Александры Федоровны.
За театром начинается улица Зодчего Росси, знаменитая своими пропорциями (высота зданий, как и ширина улицы, составляет 22метра). На ней расположены, Театральный музей, Театральная библиотека и Академия русского балета (Вагановское училище, которое закончили многие звезды русского балета, от Матильды Кшесинской до Ульяны Лопаткиной). Ансамбль Росси завершается на площади Ломоносова полукругом зданий, обращенных к Фонтанке. В центре площади – небольшой бюст Михаилу Ломоносову работы Пармена Забелло.
Павильоны Аничкова сада на левой стороне площади также спроектированы Росси. Сам же Аничков дворец построен Михаилом Земцовым при участии Растрелли в1754году, а в конце XVIII века перестроен Иваном Старовым. Первым его владельцем был фаворит императрицы Елизаветы Алексей Разумовский, потом в здании жил Григорий Потемкин, возлюбленный Екатерины II, – а сейчас здесь находится Дворец творчества юных.
На другой стороне Невского – пешеходная Малая Садовая улица, откуда крайне приятно смотреть на площадь Островского. Эту улицу любят горожане: здесь всегда людно, скамейки, кафе и магазины не пустуют. На Малой Садовой, которая в длину не достигает и  двухсот метров, в последние годы появилось множество затей: фонтан с вращающимся гранитным шаром, бронзовый памятник безымянному фотографу с бульдогом, стилизованные под старину фонари, чугунные кошки и изваяние бродячей собаки Гаврюши.

Смольный собор и институт

Ансамбль Смольного собора завершен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в1757году. В центре крестообразного в плане двора, окруженного монастырскими корпусами с четырьмя церквями по углам, стоит барочный собор – возможно, лучшее из созданного зодчим.
Монументальное здание Смольного института построено Джакомо Кваренги в1808году, а неоклассические пропилеи, отделяющие институт и сад от площади Пролетарской диктатуры, оформлены в 1924-м Владимиром Щуко. В здании располагались классы первого учебного заведения для благородных девиц. Летом 1917года институток вытеснили Всероссийский центральный исполнительный комитет и Петроградский совет рабочих и крестьянских депутатов. З десьже в ночь с 7 на 8 ноября Второй съезд рабочих депутатов фактически передал власть в стране большевикам во главе с Лениным, признав знаменитые декреты о мире и о земле. С марта 1918 года и по нынешний день Смольный – место пребывания администрации города и его главы: первых секретарей, мэра, а теперь и губернаторов.

Стрелка Васильевского острова

Стрелка Васильевского острова Мыс в восточной части Васильевского острова застраивался в расчете на вид с воды. До середины XIX века здесь был торговый порт. Со временем здания ансамбля, задуманного Жаном Франсуа Тома де Томоном вначале XIX века, оказались заняты преимущественно культурными учреждениями.
В центре ансамбля – напоминающее античный храм здание Биржи (1810), которое Тома де Томон соорудил на месте разобранного строения Кваренги (сейчас здесь Военно-морской музей). Ростральные колонны (1810-е) на мысу служили портовыми маяками. Название они получили от ростр – носов вражеских кораблей, которые традиционно помещались на колоннах, воздвигнутых в честь морских побед. Скульптуры, украшающие колонны, считаются олицетворениями четырех важных российских рек: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Симметричность композиции Стрелки подчеркивают построенные Иваном Лукини в1832 году корпуса пакгаузов издание Таможни на набережной Макарова, которое увенчано башней по аналогии с Кунсткамерой, стоящей на Университетской набережной. В пакгаузах теперь музеи – Зоологический и Почвоведения, в здании Таможни – Институт русской литературы, или Пушкинский Дом, где хранятся рукописи великих русских писателей.
По Университетской набережной ансамбль продолжают Кунсткамера, Академия наук издание Двенадцати коллегий. Кунсткамера (Георг Маттарнови, 1734) – шедевр петровского барокко, старейший российский музей (теперь это Музей антропологии и этнографии и мемориальный музей Михаила Ломоносова). В здании Академии наук (Джакомо Кваренги, 1789), построенном в стиле позднего классицизма и украшенном восьмиколонным портиком ионического ордера, первоначально размещались квартиры академиков и складские помещения. Внутри, на верхней площадке парадной лестницы, можно увидеть мозаику Ломоносова “Полтавская баталия”. Длинное здание Двенадцати коллегий (1742) по замыслу Доменико Трезини состоит из12-ти– по предполагаемому числу коллегий – одинаковых корпусов, с западной стороны объединенных галереей – знаменитым “университетским коридором”. С середины XIX века эти помещения переданы Университету, сейчас в них находятся ректорат, геологический и биологический факультеты и Библиотека имени Горького.
В конце XIX– начале XX векав ансамбль стрелки вошли Клинический повивально-гинекологический институт (больница имени Отта) и библиотека Академии наук.