Церкви и соборы

Православные церкви

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавраМесто для главного монастыря Петербурга выбрано Петром I: император ошибочно полагал, что Невская битва между дружиной новгородского князя Александра Ярославича и шведами произошла при впадении реки Монастырки в Неву (на самом деле – при впадении в Неву Ижоры). Стены монастыря возводились с1725 по1773 год. С1739года Александро -Невская лавра считается второй по рангу после Троице-Сергиевой. 30августа 1724года из Владимира перевезены мощи святого благоверного князя Александра Невского. С тех пор 12 сентября (30августапо старому стилю) – православный праздник, отмечаемый в Петербурге крестным ходом от Казанского собора к лавре. В честь лавры назван и Невский проспект, дорога от Адмиралтейства к монастырю. Ныне в лавре – резиденция митрополита, Духовная семинария, Духовная академия.

В монастырь входят через над в ратную Скорбященскую церковь (Иван Старов, 1785). Троицкий собор, главный храм лавры, построен тем же Старовым (1790) – здесь и похоронен Александр Невский. Интересна Благовещенская церковь работы Доменико Трезини – одна из самых старых в Петербурге (1724). На территории лавры три кладбища со своими церквями: Лазаревское, Тихвинское и Никольское – они входят в состав Музея городской скульптуры; на них похоронены знать и великие российские композиторы, писатели, архитекторы, художники. После революции храмы были закрыты, монахи изгнаны, в лавре разместились какие-то учреждения, общежития. В1994году лавра восстановлена как монастырь и резиденция митрополита.

Андреевский собор

Петр I думал, что центр города будет на Васильевском острове, и у здания Двенадцати коллегий планировал построить соборную церковь высшего российского Ордена Андрея Первозванного. Город развивался по-другому, но церковь все же появилась – правда, вином месте и позже: при Анне Иоанновне на Большом проспекте построили неотапливаемый деревянный храм, а после того, как он сгорел, – уже при Екатерине II – возвели каменный. Приход собора образовывали кавалеры ордена Андрея Первозванного, о чем напоминает орденский знак над входом (собор стал орденским по повелению Павла Iв1797году). Сохранился иконостас XVIII века. В1938году храм закрыт, в 1992-м снова передан епархии.

Иоанновский женский монастырь

Идея основать на реке Карповке подворье женского монастыря принадлежала непосредственно отцу Иоанну Кронштадскому. Вначале была возведена церковь Двунадесяти Апостоловв неовизантийском стиле, рядом вскоре появились дом для причта издание, где находились лазарет, иконописная мастерская и200келий. После того как в1908 году в усыпальнице при церкви был похоронен Иоанн Кронштадский, монастырь стал привлекать многочисленных паломников. Разделив после революции участь других культовых сооружений, обитель в1989году была возвращена верующим.

Исаакиевский собор

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный.
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.

Исаакиевский соборСамый большой храм в Петербурге. Высота –101,5метра. Молиться могут одновременно 14тысяч человек. Строили 40лет за23миллиона рублей. Каждая из гранитных колонн весит 114тонн и высота ее 17 метров. Колокола отлиты из старых медных пятаков. Огромный золоченый купол. Винтерьере несколько видов мрамора: светлый итальянский, розовый тильдийский, желтый сиенский, зеленый генуэзский и серый финский – а также малахит, лазурит, золоченая бронза и мозаики. Росписи Карла Брюллова, Федора Бруни и прочих корифеев академической школы. Императрица Екатерина II умерла, так и не дожив до завершения строительства мраморного Исаакиевского собора. Он был возведен только наполовину. Ее сын Павел, придя к власти, приказал оставшийся мрамор передать для нужд Михайловского замка, а строительство Исаакиевского собора завершить в кирпиче. В1928году собор закрыт. Во время блокады в подвалах собора был создан центральный склад музеев, т.к. немцы, начав обстрел Ленинграда, должны были воспользоваться куполом собора как ориентиром и постараться сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. Так оно и случилось. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в надежном убежище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу. После войны здесь был музей, где находился маятник Фуко. В 2002-м возобновлены регулярные богослужения.

Казанский собор

Шедевр ампира, собор строился в честь самой почитаемой в  столице иконы, образа Казанской Божией Матери. Храм имеет в плане форму латинского креста, алтарная часть обращена к каналу Грибоедова. Так что величественная колоннада из96колонн (реплика микеланджеловского полукружия, образующего площадь Святого Петра в Риме) – это боковой фасад: по проекту Воронихина еще одна такаяже колоннада должна была примыкать к собору с юга. Храм стал символом победы над Наполеоном: в1813году здесь похоронили Кутузова, интерьер украшали французские знамена и ключи покоренных городов; в1837году на площади перед собором скульптор Орловский воздвиг памятники полководцам – Кутузову и Барклаю-де-Толли. В советское время здесь был прелестный Музей истории религии и атеизма. В1991году собор снова стал действующим, ав2000-м– кафедральным. Ежегодно 12сентября из Казанского собора к Лавре идет главный в Петербурге крестный ход.

Князь-Владимирский собор

Ринальди работал над собором одновременно со строительством Тучкова буяна по соседству. В 1772 году здание пострадало от пожара и было позже перестроено Иваном Старовым. С 1834года здесь ежегодно собирались кавалеры Ордена святого Владимира. Перед Великой Отечественной войной храм был кафедральным собором Ленинграда.

Никольский Морской собор

Шедевр барокко, вмещает 5тысяч человек. Главная святыня – икона Николая Чудотворца (XVII века) с частицей его мощей. Сохранились резные иконостасы XVIII века. На мемориальных досках – списки погибших со времен Цусимы военных моряков. После революции собор не был закрыт, работал они в годы блокады.

Петропавловский собор

Петропавловский соборВозведен на месте первого храма Петербурга – одноименной деревянной церкви 1703—1704годов. Колокольня со шпилем высотой122,5метра делает его самым высоким зданием в историческом центре города. Внутри – знамена шведской и турецкой армий, прекрасный резной иконостас работы московских мастеров под руководством Ивана Зарудного. Храм является усыпальницей семьи Романовых начиная с Петра I. Справа от иконостаса – правители XVIII века, слева – XIX-го, в боковых нефах – великие князья и Александр II с супругой Марией Александровной под саркофагами из яшмы. В Екатерининском приделе 17июня 1998года захоронены останки последнего российского императора Николая II и членов его семьи.

Сампсониевский собор

Собор встиле аннинского барокко возведен в честь полтавской победы, одержанной 27июня 1709года, вдень преподобного Сампсония. Автором проекта был, возможно, сам Трезини. Вокруг собора располагалось первое городское кладбище «для всех христиан» – то есть для всех сословий, а рядом были некрополи католиков и лютеран и первая богадельня. С1938года собор закрыт, с2002-го здесь вновь совершают богослужения.

Смольный собор

Растрелли строил свой устремленный ввысь шедевр как композиционный центр ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря, основанного Елизаветой Петровной. Однако монастырь упразднили, и Смольный собор (он же – Воскресенский собор, храм Воскресения С ловущего) был освящен только при Николае I, в1835году. Смольный был главным храмом всех учебных заведений столицы. В1923году его закрыли и устроили внутри склад. После реставрации собор работает как музей, часто здесь проводят концерты классической музыки.

Спас на Крови (церковь Воскресения Христова)

Церковь стоит на том месте, где народоволец Гриневицкий 1 марта 1881 года убил императора АлександраII. Храм-памятник заложен в1883году, освящен в1907-м. Это настоящая хрестоматия по истории русской архитектуры конца XVI – начала XVII века. Здесь самое большое в мире мозаичное покрытие (есть мозаики по эскизам Михаила Нестерова и Виктора Васнецова), мраморный пол. Сейчас Спас на Крови работает как музей.

Спасо-Преображенский собор

Собор Преображения Господня воздвигнут на месте избы, в которой Елизавета Петровна 25января 1741 года обратилась с речью к гвардейцам Преображенского полка, прося поддержать ее в притязаниях на престол, и откуда уже вместе они направились к Зимнему дворцу. Стасов перестроил собор Михаила Земцова, сохранив старые стены, но придав зданию ампирный облик. Ему же принадлежит идея ограды собора – из трофейных турецких пушек.

Троицкий Измайловский собор

Полковой собор лейб-гвардии Измайловского полка, третьего по старшинству после Семеновскогои Преображенского. Военное значение храма подчеркивалось хранившимися внем турецкими знаменами, захваченными вовремя войны 1877—78годов. В память об этой войне в1886году перед собором открыта «Колонна славы», состоящая из108 турецких пушек, увенчанных фигурой славы. В1830-м пушки отправили на переплавку, но недавно колонну восстановили. В этом соборе Федор Михайлович Достоевский обвенчался с Анной Григорьевной Сниткиной. В1938году храм закрыт, в 1990-м возвращен верующим.

Церковь Владимирской Божией Матери

Автор проекта пятиглавой церкви, построенной в переходном от барокко к классицизму стиле, неизвестен. Над колокольней работал Джакомо Кваренги, над часовней и оградой – Луиджи Руска. Внутри – замечательный резной иконостас XVIII века. Прихожанином церкви был Федор Достоевский, живший неподалеку. Здесь же отпевали няню Пушкина Арину Родионовну, последние годы проведшую в Кузнечном переулке. В1932году храм закрыли, в1989-м вернули прихожанам.

Церковь Симеона и Анны

Церковь, сочетающая черты древнерусских храмовых построек и декор петровского барокко, была особо любима императрицей Анной Иоанновной. Здесь хранилась весьма почитаемая икона Божией Матери «Троеручица» начала XVIII века (ныне – в Никольском соборе). В 1938 году церковь закрыли, разграбили иприспособили под склад, потом превратили в метеорологический музей, а в 1991-м вернули прихожанам.

Крестовоздвиженский собор

Собор имеет давнюю историю, восходящую к первым годам существования Санкт-Петербурга. Ямщики, поселенные царем Петром I в новой столице по берегу Лиговой (в старину Черной) речки не имели храма. По прошению ямщиков в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1740 году притч и прихожане, донося Синоду, что церковь «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «на передиея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную». Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоанно предтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», а приделы намеревались посвятить Рождеству Иоанна Предтечи и Святому Николаю Чудотворцу.

Тихвинская церковь была закрыта в феврале 1932 и отдана под школу; Крестовоздвиженская – 15 июля 1938 и в следующем году перестроена внутри под фильмохранилище. В 1991 храмы возвращены верующим из казачьей общины, летом того же года в церкви св. Кирилла и Мефодия возобновилось богослужение, а 7 января 1992 первая литургия прошла в Крестовоздвиженской церкви, которая в 2000 получила статус Казачьего собора. 6 июля 1993 службы начались и в Тихвинском храме. 19мая 2002 перед храмом поставлен бронзовый бюст царя-мученика Николая II работы С. Алипова.

Воскресенский Новодевичий монастырь

За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой…

Воскресенский Новодевичий монастырьВ столице Российской империи до середины ХVIII века не было женского монастыря, что свидетельствовало об определенном неблагополучии в духовной жизни государства. Императрица Елизавета Петровна, более приверженная православным традициям, чем ее предшественники, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный». Первые насельницы были призваны в устраняемую обитель из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска. С тех пор установилась традиция именовать Воскресенский монастырь в Санкт-Петербурге Новодевичьим. Однако с кончиной последних монахинь монашеская жизнь в стенах Смольного монастыря угасла. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны Государю Императору Николаю Павловичу. Государь высочайше утвердил положение о строительстве обители на новом месте. В 1927 году монастырь стал центром епархиальной жизни. Здесь находилось официальная резиденция митрополита Серафима (Чичагова). Монастырь был закрыт в апреле 1938 года. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, М. Врубель, Э. Направник, Н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, А. Лядов, М. Чигорин, П. Багратион, С. Боткин, А. Краевский, П. Демидов, Г. Невельской – гордость и слава Отечества.

С 1997 года при монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. При обители действует воскресная школа, детский хор, благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей. В 2003 году на престольный праздник в Свято-Введенском храме при воскресной школе (Московский пр.,д.104) была совершена первая Божественная Литургия.

Римско-католические церкви

Костел Лурдской Божией Матери

Костел Лурдской Божией МатериХрам строился для французской католической общины, до революции насчитывавшей около 4тысяч человек (его также называют Костелом французского посольства). Первоначальный проект в романском стиле, исполненный Леонтием Бенуа, был скорректирован в соответствии с планом Мариана Перетятковича, использовавшего модные железобетонные перекрытия и финский гранит, излишки которого после строительства Троицкого моста были пожертвованы церкви фирмой «Батиньоль». В советские годы костел продолжал работать, оставаясь единственным католическим храмом Ленинграда.

Костел Святой Екатерины

Храм построен в переходном стиле от барокко к раннему классицизму. Освящен во имя святой Екатерины, небесной покровительницы Екатерины II. До1800 года – единственный католический приход города: здесь молились немцы, французы, итальянцы, атакже многочисленные поляки. В1798году в храме похоронен последний король уничтоженной Екатериной Речи Посполитой – Станислав Понятовский. В1837-м в костеле венчались Жорж Дантес, убийца Пушкина, и Екатерина Гончарова, сестра жены Пушкина. Сто лет спустя храм был закрыт и приспособлен под склад. Богослужения возобновились в 1992-м.

Лютеранские церкви

Лютеранская церковь Святой Анны

Лютеранская церковь Святой Анны Приход этой немецкой кирхи перед революцией насчитывал около 12тысяч человек. При храме существовали школа (знаменитая Анненшуле), приют, богадельня. В 1930-х здание перестроено под кинотеатр «Спартак». В1992году здесь по воскресеньям снова начали проводить службы, а в другие дни продолжали показывать кино и играть концерты. Кинотеатр сгорел в2002году, община переехала в кирху Святого Петра. Сейчас здание в ремонте.

Лютеранская церковь Святой Екатерины

Васильевский остров исторически был вотчиной лютеран-немцев, поэтому появление кирхи здесь было закономерно. Храм построен в стиле раннего классицизма. В1930году он был закрыт; богослужения возобновлены в1990-м. Сейчас кирха интересна самым большим в городе церковным органом, установленным в1998году.

Лютеранская церковь Святого Петра

Вначале XX века немецкая кирха на Невском проспекте имела вторую по величине лютеранскую общину в столице (после финской): перед революцией – около 15тысяч человек. При церкви находились богоугодные заведения и знаменитая школа Петершуле, давшая нам Мусоргского и Хармса. В советские годы храм был перестроен под плавательный бассейн. Немецкой общине он возвращен в1993году; с 1997-го это главный храм Евангелическо-лютеранской церкви в России.

Финская церковь Святой Марии

Финская лютеранская община перед революцией была самой многочисленной – около 60тысяч человек, однако в центре располагался только скромный ампирный храм на2500прихожан. В советское время здесь был Дом природы, потом общежитие; в 2002-м церковь вновь освящена для богослужений.

Шведская церковь Святой Екатерины

Первоначально шведская церковь на Конюшенной была построена Юрием Фельтеном, но ко второй половине XIX века она перестала вмещать прихожан, и тогда Карл Андерсон соорудил новое здание в псевдороманском стиле – на1200мест. Приход же к1917году насчитывал немногим более 5-титысяч человек, среди них финляндские шведы, норвежцы, датчане. В советские времена здание переделали под спортивную школу, ав2002 году оно возвращено церкви.

Армяно-григорианские церкви

Армянская церковь Святой Екатерины

Община перед революцией насчитывала около 2500человек. Церковь в стиле раннего классицизма построена по личной просьбе коммерсанта Ованеса Лазаряна, продавшего Екатерине II алмаз «Орлов» и часть денег отдавшего на строительство храма на Невском проспекте. Два фланкирующих здания также принадлежали Лазаряну и после его смерти отошли церкви. В1930году храм закрыт, в 1993-м возвращен прихожанам, в 2000-м освящен после ремонта.

Храмы не христианских конфессий

Большая хоральная синагога

Большая хоральная синагогаПо совету художественного критика Владимира Стасова, главный еврейский храм в Петербурге соорудили в арабо-мавританском стиле. Синагога, рассчитанная на 1200 мест, является одной из крупнейших в Европе. Богослужения здесь не прекращались даже во время блокады Ленинграда – в 1941-44 годах.

Буддийский храм

Буддийский дацан Гунзэчойнэй возведен по инициативе далай-ламы. Гавриил Барановский, проектируя столь необычное для северных широт здание, советовался с учеными-востоковедами и художником Николаем Рерихом. Храм построен по канонам тибетской архитектуры, но в то же время – в духе северного модерна. В советское время здесь была военная радиостанция, потом филиал Музея истории религии и атеизма; в 1990 году дацан возвращен буддийской общине.

Соборная мечеть

Здание с большим куполом и стройными минаретами, покрытыми небесно-голубой керамикой, построено в традициях мусульманской архитектуры: основной прототип мечети – мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Однако без черт северного модерна и здесь не обошлось. Деньги на строительство храма пожертвовали эмир бухарский и многочисленная татарская община Петербурга (в начале XX века – около 7 тысяч человек). Мечеть рассчитана на 5 тысяч человек и является самым северным мусульманским храмом в мире.