Тверь

Описание города

Тверь находится на реке Волге в её верхнем течении и расположена на обоих её берегах. Городом Тверь впервые называется в 1208-1209 гг. Но основан город раньше, так как к этому времени он уже был значительным центром, где в 1181-1182 гг. князь Всеволод III построил на высоком берегу Волги Кремль, «велел наблюдать, чтобы от Новгорода и Торжка люди для воровства на Волгу не приезжали».

Тверь

Тверь

Очень выгодное географическое положение, прилив служивого и ремесленного населения, которое вытеснялось татаро-монгольскими завоевателями из других областей, позволило княжеству при Михаиле Ярославовиче (1271-1318) стать одним из сильнейших в Северо-Восточной Руси.

В 1760-80 гг. полностью изменился облик Твери. Город получил регулярную планировку, главные улицы застраивались каменными зданиями «единой фасадой». Улицы расходились от центральной Полуциркульной площади тремя лучами. Этот прием повторяет планировку Петербурга и Версаля. Не зря тогда говорили: «Тверь-городок – Петербурга уголок».

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 17 октября 1941 г. Освобождён 16 декабря 1941 г. войсками Калининского фронта в ходе Калининской операции; сильно разрушен.

Сейчас Тверь – крупный центр науки и культуры. К услугам жителей и гостей города известный в стране драматический театр, филармония, театр детей и молодежи, театр кукол, цирк. В картинной галерее имеются произведения многих выдающихся художников России XVIII – XX веков и мастеров западно-европейского искусства. Тверскую Губернию часто посещал великий русский поэт А.С.Пушкин. В Твери жили, учились и трудились баснописцы И.А.Крылов, А.Е.Измайлов, художник О.А.Кипренский, писатели И.И.Лажечников, М.Е.Салтыков — Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский.

Красиво раскинулась на берегах великой Волги древняя, но вечно молодая, устремленная в будущее Тверь. Всегда рада она гостям и умеет душевно продемонстрировать истинно русское гостеприимство. Путешествие по Тверским местам оставят у Вас незабываемые впечатления.

Достопримечательности

Памятник Афанасию Никитину. Тверской купец в 1468-1475 гг. совершил путешествие в страны Востока. Составил описание своего пути – «Хождение за три моря». Афанасий на 30 лет раньше знаменитого Васко да Гама посетил Индию.

Успенский собор Отрочь монастыря. Постройка связана с именем первого тверского князя Ярослава Ярославовича. Это был самый богатый монастырь в Твери. В интерьерах сохранилась настенная живопись XVIII в.

Староволжский мост. Трехпролетный на четырех опорах – в форме выгнутой дуги – легкий и изящный. Длина его 215,5 м, ширина проезжей части – 5,7 м.

Императорский путевой дворецИмператорский путевой дворец. Памятник архитектуры XVIII в. Дворец с двумя павильонами был построен в 1764 – 1766 годах в стиле классицизм с элементами барокко по проекту М.Ф. Казакова. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, откуда и получил своё название. 12 февраля 1767 года в Тверской путевой дворец впервые прибыла императрица Екатерина II и дала обед для местных дворян. Дворец был перестроен К.И. Росси в начале XIX века. В это время здесь жила сестра Александра I, Екатерина Павловна, бывшая замужем за тверским губернатором, которая превратила дворец в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга. Н.М. Карамзин читал здесь императору Александру отрывки из своей «Истории». В здании путевого дворца работали советы рабочих и крестьянских депутатов, а также губернский исполнительный комитет. 28 октября (10 ноября) революционер А.П.Вагжанов объявил о победе советской власти. Осенью 1941 года здание частично разрушено фашистами, в 1942—1948гг. восстановлено. В настоящее время в Путевом дворце расположена Картинная галерея.

Государственный объединенный музей. Объединенный музей обладает уникальными экспонатами, характеризующими славное прошлое и динамическое настоящее Тверского края. Тематика экскурсий: природа Тверского края; животный мир Тверской области; растительный мир Верхневолжья; природные богатства края и их использование; птицы нашего края; насекомые нашего края; геологическая история и развитие органического мира; биогеоценозы; как жили древние люди; приход славян, первые города Верхневолжья; древняя Тверь; наш край вXVIII веке; Тверь в XIX веке, война 1812 года, декабристы; развитие народных промыслов и промышленности в Тверском крае во второй половине XIX века; на звездных орбитах; выставка «На обломках сословной Атлантиды»; Калининская область в годы Великой Отечественной войны.

Музей тверского быта. Музей Тверского быта был открыт в мае 1970 года. Здание, в котором располагается музей, представляет собой уникальный памятник Тверской гражданской архитектуры XVIII века. Раньше оно принадлежало купцам Арефьевым. Экспозиция музея посвящена показу бытовой стороны жизни различных слоев населения Тверской губернии и произведений прикладного искусства, созданных городскими ремесленниками и крестьянами. В 1986 году была открыта «Городская усадьба XVIII-XIX вв.», также принадлежавшая семье купцов Арефьевых. На территории усадьбы располагаются — главный каменный дом и два флигеля, каретный сарай, амбар и колодец. В экспозиции представлены выставки «В гостях у тверских купцов» и «Русские самовары».

Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Первый в нашей стране музей писателя-сатирика, открыт в 150-летнему юбилею в мемориальном доме, в котором Салтыков-Щедрин жил два года, находясь на посту вице-губернатора Твери. Создан музей по проекту московского художника Юрия Карцелли. Основу экспозиции составляют художественные панно, выполненные Валерием Чумаковым. Панно являются своеобразными «окнами» в мир России 19 века, кроме того, передают современное восприятие жизни и творчества Салтыкова-Щедрина, как писателя, общественного деятеля, странного русского чиновника, искренне болеющего за судьбу России и её тружеников. На фоне панно построена экспозиция музея.

Музей Козла. Козлиное царство. Музей основан 4 октября 2008 г. Партнеры музея – города Самара, Мичуринск (бывший Козлов), музей козы в Урюпинске, замок «Козел» в Чехии, город Гуаньчжоу в Китае. В музее хранятся более 600 предметов с «козлиной» тематикой: статуэтки, монеты, марки, значки и медали, игрушки, бутылки, вазы, открытки и т.д. Музеем учреждена особая награда за ум и упорство в достижении поставленной цели – медаль «Заслуженному козлу», обладателем которой может стать любой человек, сам себя выдвинувший на награждение.

Торжок

Описание города

ТоржокГород расположен на реке Тверце, в 61км к северо-западу от Твери и 233км от Москвы. Торжок основан новгородскими купцами на реке Тверце в месте впадения в нее ручья Здоровца. Впервые упоминается в летописи 1139 года, возник и развивался как торговое поселение, сменил несколько названий (Торг, Новый Торг, Торжец, Торжок). Торжок входит в число 116 российских городов, историко-архитектурные центры которых объявлены заповедными. Территория города – уникальный комплекс архитектурных и археологических памятников. По количеству памятников Торжок превосходит все города Тверской области (292 объекта, включая 92 памятника федерального, 102 – регионального значения и 98 вновь выявленных объектов). Общая площадь средневекового культурного слоя – 150 га.

Проходящая через Торжок «Государева дорога», обустраивавшаяся в XVIII веке как сухопутный почтовый тракт Москва – Петербург, обусловила пребывание в Торжке многих деятелей культуры России: А.Н.Радищева, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, С.Т.Аксакова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и десятка других знаменитых людей. Особая страница культурной истории города – пребывание в Торжке А.С.Пушкина. На торжокской земле жили родственники и друзья поэта.

Исторически экономической основой Торжка было развитие ремесел и торговли, чему способствовало удобное расположение города. Здесь сходились для торговли Северо-Западная и Северо-Восточная Русь. Особой известностью пользовался и пользуется сейчас золотошвейный промысел. Школа золотного шитья возникла на основе артелей мастериц — золотошвей в конце XIX века. Традиции этого промысла живы и по настоящий день.

Достопримечательности

Деревянная церковь Вознесения (XVII век). Церковь стоит на правом кругом берегу реки Тверцы. В основе ее стройной композиции высокий двусветный четверик, на который поставлены три убывающих восьмерика, увенчанные главой на глухом барабане.
Стройная церковь с выразительным силуэтом, совершенными пропорциями ярусов является замечательным примером деревянных ярусных храмов.

Борисоглебский монастырьКомплекс Борисоглебского монастыря. Монастырь основан в XI веке и является почти ровесником Торжка. Наиболее старая часть монастыря — южная. Здесь в 1620 году построена Введенская церковь с колокольней «о восьми углах». К Введенской церкви примыкает двухэтажный корпус настоятельских покоев с небольшой домовой Входоиерусалимской церковью (1717 год). Северная часть монастыря перестроена в конце XVIII и начале XIX веков. В 1796 году сооружен Борисоглебский собор по проекту известного русского архитектора, местного уроженца Н.А. Львова. Далее от реки поставлена надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа (1811 год), автором которой предполагают тоже Н. А. Львова. Ее устремленная ввысь 55-метровая колокольня является главной вертикалью старого Торжка.Монастырь, расположенный на высоком берегу в изгибе реки Тверцы, является одним из ведущих ансамблей города.

Спасо-Преображенский собор. На территории Торжокского кремля находится ансамбль двух соборов. Сооружение Спасо-Преображенского собора было закончено в 1822 году по проекту великого зодчего К. И. Росси, который в 1809-1812 годах жил и много строил в Тверской губернии. Собор построен на месте древнего храма. Пятикупольное здание, выполненное в формах позднего классицизма, украшено с четырех сторон мощными четырехколонными портиками.

Путевой дворец. Памятник архитектуры сооружен в 1776 году по указу императрицы Екатерины Второй и по «образцовому» проекту архитектора П. Р. Никитина в стиле позднего барокко для отдыха императорской семьи и свиты по пути из Петербурга в Москву (отсюда название). Комплекс Путевого дворца включает главное 2-этажное здание и два одноэтажных флигеля, парадный фасад главного здания украшен 4-колонным портиком дорического ордера с белокаменными капителями и базами, углы и пилястры обработаны рустом, фасады флигелей выделены портиками из полуколонн. В 1824 году Путевой дворец превращен в почтовую станцию и гостиницу. В 1-й половине 19 века дворец перешел из удельного ведомства в военное. В нем размещался штаб квартировавшего в Торжке Владимирского уланского полка, в 1855 году здание передано в ведение городской управы, в 1859 году в нем открыли женское трехклассное училище (с 1896 – женская гимназия), в 1918-23 годах в нем размещалась школа 2-й ступени, в 1924-26 – рабочий клуб, в сентябре 1926 года открыта первая в Торжке школа-семилетка (впоследствии средняя школа № 1), с 1979 года – вечерняя школа рабочей молодежи.

Ильинская церковь, ныне подворье монастыря Нилова пустынь. Двухэтажный храм этот был освящен в 1822 году: верхняя церковь – во имя святого Пророка Илии, нижняя – во имя святой Параскевы Пятницы. В 1826 году здесь находились тела покойного императора Александра I и затем через несколько месяцев и его покойной супруги императрицы Елизаветы при перевозке их из Москвы в Санкт-Петербург. В настоящее время подворье будет действовать как многофункциональный духовный центр, который организует сбор и прием паломников, осуществляет миссионерскую деятельность, распространяет информацию о монастыре и святом, его основавшем. Подворье – это преддверие монастыря, место, где звучит монашеская молитва, и верующие под руководством монахов могут совершать свой жизненный путь.

Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ). Музей был создан в 1989 году по инициативе академика Д.С. Лихачева. В музее 9 отделов: хранения, учета, археологии, этнографии, краеведения, истории архитектуры, научно-просветительский, экспозиционно-оформительский, выставочный зал. Основная идея деятельности ВИЭМ — изучение и показ музейными средствами исторических, этнографических, природных и демографических особенностей территории Великого водораздела и ее населения. Реализуя эту идею, ВИЭМ ведет работу по созданию в г. Торжке уникального музея «Великий водораздел». Постоянно действующие экспозиции: «Древний Торжок», «Храмы и монастыри Торжка», «Русский лен и народные традиции», «XX век в войнах», «Гений вкуса», посвященная Н.А. Львову. В ходе разработки экспозиции по истории пьянства на Руси, истории строительных материалов, монастырского быта

Музей А.С. Пушкина. В основу экспозиции положен проект, разработанный сотрудниками Государственного музея А.С. Пушкина в Москве. Творческий коллектив сотрудников Тверского государственного музея во главе с Л.А. Казарской создали экспозицию, посвящённую проездам А.С. Пушкина по тракту Петербург-Москва, его дорожным впечатлениям и их отражению в творчестве. Здание музея — старинный особняк, он так и вошёл в историю под названием «Старый дом» на Ямской улице. Документальный показ дороги представлен картами почтовых дорог новгородской и тверской губернии, планами и видами городов и почтовых станций; в экспозиции — сани, детали конской упряжи, элементы условной дорожной экспозиции. Портреты тверских знакомых: Пожарской В.Е. — хозяйки гостиницы в доме Львовых-Балавенских, где когда то жили знакомые А.С. Пушкина — Оленины. Внешний вид здания сохранился, известно расположение комнат, в гостиной — арка с колоннами и балюстрадой.

ВышивкаВыставочный зал фабрики ОАО «Торжокские золотошвеи». В выставочном зале предприятия «Торжокские золотошвеи» посетители могут узнать все о золотном шитье — древнейшем ремесле искусных горожан. Традиции золотного шитья следует искать в русском средневековье, когда мастерицы Торжка вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, кошельки, детали праздничного наряда и предметы церковного обихода. Сегодня мастера-вышивальщицы не только продолжают старинную русскую традицию, но и развивают современные направления изобразительного искусства. Ассортимент золотошвейных изделий фабрики поражает разнообразием и оригинальностью. Вы найдете все от диванных подушек до записных книжек, вышитых позолоченными и посеребренными нитями с элементами из жемчуга, бисера, блесток.

В окрестностях Торжка находится несколько помещичьих усадеб, находящихся в разной степени сохранности:

Василево. Памятник паркового строительства конца XVIII века (архитектор Н.А.Львов), музей деревянного зодчества «Василево». Музей создан на территории усадьбы помещиков Львовых. Состоит из 2-х частей: остатки усадьбы (оранжерея к. XVIII в — неоднократно перестроена), парк с каскадом прудов, валунный трехпролётный мост; 13 памятников сельского деревенского зодчества: церкви клетские — 2, часовни клетские — 2, амбары, пожарное депо, трактир, жилой дом карельского типа с размещением по секторам — среднерусский, карельский.

Раек-Знаменское.Бывшая усадьба Ф.И.Глебова-Стрешнева. Главный дом усадьбы построен в последней четверти XVIII века по проекту архитектора Н.А.Львова. По желанию владельца, Ф.И.Глебова-Стрешнева, дом был выполнен в дворцовом стиле, но без излишнего декора. Арка въездных ворот запоминается сквозной решеткой и изящными вазами на аттике. Овальный парадный двор окружен дорической колоннадой, которая объединяет главный дом с флигелями и триумфальной аркой въезда, связывает все усадебные сооружения в единый ансамбль. Владелец усадьбы мечтал принять в своем имении саму императрицу, и, по преданию, Екатерина II однажды почтила этот дворец своим визитом.

Прямухино. Бывшая усадьба Бакуниных, в которой родился и проживал известный русский мыслитель, революционер, анархист, панславист и один из идеологов народничества Михаил Александрович Бакунин. Материалы экспозиции вводят нас в неповторимую атмосферу прямухинского дома, большой и дружной семьи, жизнь которой в середине XIX века была наиболее интенсивной и насыщенной. Первый зал посвящен истории рода Бакуниных. Могучее родословное древо знакомит посетителей с многочисленными его представителями, прослеживает их родственные связи с выдающимися деятелями российской истории, культуры и искусства: Голенищевыми-Кутузовыми, Татищевыми, Воронцовыми, Муравьевыми, Строгановыми, Олениными, Львовыми и многими другими. Экспозиция второго зала посвящена детям Л.М.Бакунина.Его дочерьми Татьяной, Александрой и Варварой были увлечены И.С.Тургенев, В. Г. Белинский, Станкевич, Боткин. Им посвящены стихи, прозаические произведения, романсы. Этот зал экспозиции является одновременно и концертным. Его главный экспонат — беккеровский рояль — не утратил красоты звучания и собирает вокруг себя любителей классической музыки и русского романса.

Кимры

Описание города

КимрыИстория города интересна и любопытна. Вырос он из села, первое письменное упоминание о котором содержится в грамоте Ивана Грозного от 1546 года. Грамота эта была дана настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря с братией на право беспошлинной покупки 10 тысяч пудов соли в Каргополе «Да та им соль к Москве везти и продати и до Москвы по городам и на Белоозере и на Угличе и в Кашине и во Твери и в Дмитрове и по волостям и на Холопье городке на Ярманке и на Кимре и по селам». Раскинувшись на холмистом возвышенном берегу, Кимры с одной стороны омывались рекой Волгой, с другой — небольшой речушкой Кимеркой. По главной торговой артерии шли груженые товаром купеческие ладьи и барки. Одни — в Тверь, из цветущих низовий. Другие – на Ярославль и ниже. Кимра находилась на кратчайшем расстоянии от Москвы к Волге. Возле устья реки Дубна, чуть выше по течению Волги, начинался знаменитый «водяной ход», самый оживленный торговый путь Московской Руси. Многие из проходивших мимо судов приставали к Торжку на Кимре. А торг уже в те времена велся здесь изрядный. Со времен Ивана Грозного Кимры находятся в ведении Приказа Большого Дворца, поставляют на государев обиход рыбу. Рыболовство на то время преобладающий промысел кимряков. Но уже в ХVII веке его вытесняет сапожный. Своим благополучием Кимры обязаны сапогу. «Сапог и Кимры, — делился своими впечатлениями один из путешественников в начале прошлого века, — это два понятия столь слившиеся одно с другим, что разъединить их не представляется никакой возможности». Салтыков-Щедрин противопоставлял сонную жизнь уездного города Корчева оживленной торговой деятельности жителей Кимр, которые «сапогом промышляют». Особый колорит селу, а ныне городу, придают здания, выполненные в стиле деревянного модерна. Причем, дома эти строили жители села, что для этого стиля уникально. Рукотворной сказкой на набережной Волги смотрится дом-теремок преуспевающего торговца Рыбкина с сочными крупными деталями, большим круглым окном, шатровым завершением и при мыкающей живописной беседкой. Не уступает ему и теремок состоятельных братьев Лужиных на улице Кирова. Здесь и большие круглые окна, которые кимряки звали венецианскими, и двухэтажная бревенчатая вышка, и россыпь плавно текущих растительных узоров. Часть домов в стиле деревянного модерна построена в годы нэпа, что не менее уникально, поскольку этот стиль исчез в России к 1915 году, а в советское время вообще не имел хождения ни в городах, ни на селе. И сегодня Кимры — настоящий архитектурный заповедник серебряного века, подобно которому, считают специалисты, нет более нигде в Центральной России. Кимры — один из немногих городов Поволжья, который сохранил торгово-ремесленную застройку начала ХХ века. И хотя исторический силуэт значительно искажен утратой ведущих храмовых ансамблей, сама его ткань — жилые и торговые сооружения — представляют уникальный пример разнообразия вкусов в провинциальной застройке конца XIX — начала ХХ веков.

Достопримечательности

Вознесенская церковь. Все кимрские церкви построены исключительно на общественные деньги, на деньги крепостных крестьян. Сегодня это самое старое каменное строение в Кимрах. Возведен храм был в 1813 году. Композиция церкви традиционна для сельских культовых строений начала XIX века: храмовая часть с апсидой, трапезная с двумя приделами и колокольня. После 1917 года храм переживает тяжелые десятилетия. Возрождение началось осенью 1990 года. А летом следующего в одном из пределов в скромной обстановке начинаются регулярные богослужения.

Краеведческий музей. Основная часть его экспозиции посвящена развитию обувного производства. Это неудивительно, ведь история Кимр неразрывно связана с сапожным и кожевенным делом, а производство обуви всегда было основным занятием его жителей/
Городской краеведческий музей так и называют – «музеем обуви». Коллекция включает более 1500 пар отлично сохранившихся мужских и женских сапог, ботинок и туфель, созданных за два последних столетия. Это — лучшая коллекция в стране, и, наверное, одна из самых больших в мире.

Приволжский дом ремесел. Пир у гадюки Васильевны. По дороге гостей встретит Нечисть с сюрпризом. Веселые и довольные в сопровождении фольклорного коллектива туристы отправляются в юмористический Музей Гадов, где увидят театрализованное представление – забавные сюжеты из жизни змей. Завершается программа торжественным обедом у Гадюки Васильевны в трактире «Змея Горыныча».

Старица

Описание города

СтарицаВ 1293 году, когда во время похода хана Дюденя Москва оказалась захваченной татарами, толпы беженцев укрылись в Твери, оставшейся невредимой. Многие затем так здесь и осели. А осенью 1297 года там, где в Волгу впадает река Старица, был заложен город, названный сначала Новый Городок, а позднее переименованный в Старицу. Заложили город для защиты юго-западных границ Тверского княжества, подобно тому как с юго-востока сторожами встали позднее города Холм, Клин и Городня. Более подходящее место для крепости трудно себе представить. Узкий длинный мыс буквально вздыбился над окружающим пространством. Опоясанный полноводной некогда рекой Верхней Старицей и Волгой, а с юга и запада — мощными земляными валами, детинец на вершине 24-метрового холма представлял собою сильное и надежное укрепление. Тем, кто намеревался его штурмовать, надо было вначале преодолеть заполненный водой, снабженный железными ловушками и утыканный острыми кольями ров, затем взобраться на выложенные камнем откосы холма и только после этого идти на приступ под градом ядер и камней. После войны с Польшей границы отодвинулись на запад и надобность в Старицкой крепости отпала. Город, спустившись с высокого холма, стал понемногу перемещаться на отлогие берега Волги. Казалось бы, забытая царями и центральными властями Старица вполне могла потихоньку сойти на нет и захиреть, как это случилось с множеством российских городов. К счастью, судьба ее сложилась иначе. Она стала городом купцов и ремесленников. Здесь велась оптовая торговля хлебом, лесом, пенькой, были развиты кузнечное, сапожное, гончарное и другие ремесла. Особенно широко был известен кузнечный промысел. На левом волжском берегу, сразу за мостиком, у подножия городища, и сегодня бросаются в глаза арки врытых в холм старых кузниц. Попадая в Старицу, трудно не обратить внимание на высокое плато с геометрически ровными краями, безлюдное, густо поросшее травой, на котором одиноко возвышается огромный собор с высокой колокольней. Это и есть старицкое городище, одно из немногих в нашей стране по сохранности земляных укреплений. Сам кремль не сохранился. Немного найдется в России городов, которые, подобно Старице, пережили века и сумели сохраниться с «лица не общим выраженьем».

Достопримечательности

Музей А.С. Пушкина в с. Берново. Музей расположен на территории старой дворянской усадьбы помещиков Вульфов (конец 18-начало 19 вв.). Открыт в июле 1971 года. С 1976 года размещен в мемориальном особняке Вульфов, в котором в 1828-1833 годах бывал А.С. Пушкин. На первом этаже представлена экспозиция по произведениям поэта, созданным на Тверской земле. На втором — восстановлена обстановка провинциального дворянского дома: гостиные, столовая, кабинет хозяина, танцевальный зал. Среди залов -пушкинская комната, где останавливался поэт. В залах мебель, книги, документы, портреты, музыкальные инструменты пушкинской поры. К дому примыкает парк. Сохранилась структура регулярной его части. Многим насаждениям более 200 лет.