Старинный русский город Сергиев Посад расположен на южном склоне Смоленско-Московской возвышенности. В середине XIX века, находясь в России, французский писатель Теофил Готье писал: «Если в Москве у Вас окажется несколько свободных дней, когда основные достопримечательности города Вами уже осмотрены, есть экскурсия, которую вам непременно предложат, и на нее нужно тотчас же согласиться. Это посещение Троице-Сергиева монастыря. Путешествие стоит труда, и никто не раскаивался в том, что его совершил».
По дороге в Сергиев Посад в селе Братовщина на реке Скалбе стоит Благовещенская церковь. Возле стен этой церкви похоронен М.А.Голицын – шут императрицы Анны Иоанновны, к свадьбе которого и был выстроен знаменитый «ледяной дом», описанный одноименном романе И.И. Лажечникова. В этом селе, которое находилось как раз на половине пути в лавру, останавливались на отдых русские императоры и члены их семейств.
Сергиев Посад в советское время называли Загорском. Его первоначальное название – Сергиев Посад – было дано в честь находящегося здесь Троице-Сергиева монастыря. После Октябрьской революции город было решено переименовать просто в Сергиев, однако и в этом названии власти усмотрели религиозные мотивы, и в 1930 году появился Загорск – в память убитого большевика В.М. Загорского. Но в 1991 году, когда городам начали возвращать исторические имена, Загорск вновь стал Сергиевым Посадом, то есть вернулся к своему исконному названию.
Достопримечательности
Троице-Сергиева лавра
Монастырь основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским – великим подвижником Русской земли.
После смерти родителей братья Варфоломей и Стефан исходили десятки верст по лесным дебрям вокруг небольшого подмосковного городка Радонеж в поисках подходящего места для поселения. Наконец они нашли большой, поросший лесом холм, у подножия которого протекал ручей. Ни на самом холме, ни в окрестностях жилья никакого не было. На холме Маковец братья, вырубив лес, сложили приземистую келью и небольшую часовенку.
Вскоре Варфоломей остался один, старший брат его ушел в Богоявленский монастырь в Москву. Жил Варфоломей скромно и тихо. Но молва об отшельнике вскоре распространилась по окрестностям. Начали стекаться сюда люди, просили пристанища, селились рядом. Сообща поставили деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, вокруг которой вскоре образовался небольшой монастырь. В 1357 году митрополит Московский поставил Сергия (монашеское имя Варфоломея) игуменом монастыря.
Значение Троице-Сергиевой обители было велико и в духовной, и в культурной жизни государства Русского. В монастыре собирались древние рукописи, замечательные произведения прикладного искусства, созданные или самими монахами, или попадавшие сюда как вклады от великих князей и бояр. В 1380 году Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву, в которой приняли участие и иноки монастыря – Александр Пересвет и Родион Ослябя.
В 20-е годы XV века Андрей Рублев и Даниил Черный создали ряд икон и фресок для белокаменного Троицкого собора, который был возведен в 1422-1423 годы на месте деревянной Троицкой церкви, сгоревшей в 1408 году.
В 1476 году был возведен кирпичный храм Сошествия Духа Святого, а в 1540 году вокруг монастыря началось возведение мощных каменных стен. Строительство продолжалось около 10 лет: новые оборонные стены и 11 наблюдательных башен превратили монастырь в настоящую крепость. Сам царь Иван Грозный приезжал в монастырь, чтобы лично проследить за сооружением укреплений. В 1547 году под стенами монастыря были построены Введенская и Пятницкая церкви, со временем появились Келарские палаты и больница. И в 1559 году был заложен громадный пятиглавый Успенский собор, который завершил формирование сложного архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.
Однако уже в первой половине XVII века начинается новое укрепление монастырских стен, что оказалось весьма кстати, так как в 1608-1610 годах Троице-Сергиев монастырь осадили польско-литовские войска.
После осады в Троице-Сергиевом монастыре расположился гарнизон, а в западной части города постепенно сформировались Пушкарская и Стрелецкая слободы, стремительно застраивались Иконная, Поварская и Конюшенная слободы. Все больше людей селилось возле монастыря, и к началу XVIII века все поселения слились в единое кольцо. Так и появился достаточно крупный населенный пункт – Сергиев Посад.
Авторитет старцев Троице-Сергиева монастыря был очень велик, в монастыре была собрана удивительная библиотека. Работавший здесь в монастыре Арсений Глухов привез сюда из Иерусалима более 450 книг, ценнейших греческих и славянских рукописей.
В XVIII веке в лавре продолжалось строительство. В 1740 году началось возведение пятиярусной колокольни в стиле барокко, которое длилось 30 лет. Высота ее равнялась 87,3 метра, таким образом она стала выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В 1784 году на ней установили часы-куранты, изготовленные по заказу Екатерины II тульским мастером И.Кобылиным-Большим. А в Начале XX века на территории монастыря был установлен каменный обелиск, на котором были закреплены солнечные часы и четыре овальные доски с текстами молитв о сохранении Отечества, автором которых являлся митрополит Платон.
Сергиевские музеи
После Октябрьской революции Троице-Сергиева лавра была закрыта, а все ценности – книги, иконы, картины, украшения – национализировало государство. После 1919 года большую часть монастырских строений заняли научные, учебные, административные и культурные учреждения; некоторые здания отдали под жилье. В годы Великой Отечественной войны на территории лавры размещались военные госпитали.
Возрождение монастыря началось в 1954 году, когда наместником был назначен архимандрит Гурий. Восстановление монастырских зданий продолжалось около 10 лет, в настоящее время лавра включена в список Всемирного наследия Юнеско. Открытый в городе историко-художественный музей-заповедник включил в себя собрания иконописи и декоративного искусства XIX-XX веков. В фонды музея вошли предметы быта, керамика, майолика, ковка и литье, праздничные и свадебные костюмы, коллекция головных уборов. Также открылся музей игрушки, куда в 1931 году из Москвы была переведена коллекция отечественных и зарубежных игрушек. Игрушки в этот музей были собраны из археологических раскопок, сюда вошла и детская иконография, столь развита в Сергиевом Посаде, народная игрушка из дерева и глины, составившая целую галерею фигурок.
А город стал развиваться практически так же как и остальные советские города. До наших дней сохранился уникальный историко-архитектурный комплекс, объединяющий монастырь и музей-заповедник.
Окрестности Сергиева Посада
В 11 километрах от Сергиева Посада на реке Пажа расположен город Хотьково. Исторически это поселение сложилось вокруг Покровского Хотькова монастыря из ближайших к нему слобод. По преданию, Покровский женский монастырь был основан в 1308 году родителями преподобного Сергия Радонежского – преподобными Кириллом и Марией.
В прежние времена паломники обязательно заезжали в Хотьков монастырь еще до посещения лавры, чтобы поклониться их мощам. Даже дорога к лавре раньше проходила через территорию Хотькова монастыря, а в настоящее время вокруг него раскинулось село Городок. Сохранился Соборный храм, возведенный в честь Покрова Пресвятой Богородицы в стиле классицизма. В соборе имеются приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия – митрополита Московского.
В монастыре сохранились «Святые ворота» с надвратной церковью во имя Рождества Святого Иоанна Предтечи; южные въездные ворота в монастырь, двухэтажные корпуса богадельни, двухъярусные угловые башни в стиле классицизма. В середине XIX века были построены Игуменский Складской и больничный корпуса. В настоящее время весь комплекс монастырских построек отдан в ведение Русской православной церкви. В июне 1992 года монастырь был возрожден. В нем работают иконописная мастерская и воскресная школа.
В 3 километрах от Хотькова, на берегу реки Воря, находится усадьба Абрамцево – один из важнейших центров русской культуры XIX века. С 1843 года имение это принадлежало замечательному русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову, автору прекрасных биографических книг «Семейная хроника» и «Детство Багрова-внука». Большой почитатель русской природы, он всегда мечтал поселиться где-нибудь неподалеку от памятных мест, связанных с преподобным Сергием Радонежским.
Абрамцево в течение многих лет занимало особое место в истории культурной жизни России. Это была не просто живописная подмосковная резиденция, владельцы которой были образованнейшими людьми своего времени. Сюда любил наведываться Н.В. Гоголь, который работал над своей поэмой «Мертвые души»; на дискуссии приезжали А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А.Л. Погодин.
В 1870 году эту усадьбу купил С.И. Мамонтов – крупный промышленник и меценат. При поддержке С.И. Мамонтова в 1885 году была основана Московская частная русская опера, которая открыла прославившегося на вест мир Федора Шаляпина.
Из сохранившихся достопримечательностей Абрамцева можно увидеть главный дом, выстроенный в стиле классицизма, постройки В.А. Гартмана и И.П. Ропета, студию-мастерскую, баню «Теремок», сооруженную в русском стиле. Сказочные сюжеты былинной Руси воплотились здесь в особо причудливой форме. В усадебный ансамбль входят церковь работы Васнецова, которая представляет собой куб, возведенный из белого кирпича, с одной главой и небольшой звонницей, и часовня в неорусском стиле. В этой часовне похоронены сам С.И. Мамонтов и его рано умерший сын Андрей.
Окружающий усадьбы парк живописно расположился на горе, возвышающийся на берегу реки Вори. Парк, разбитый в английском стиле, изобилует множеством прудов. В 1883 году в Абрамцеве была построена фантастическая деревянная «Избушка на курьих ножках», она великолепно смотрится на фоне и пейзажного усадебного парка.
В 1920 году стал историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево».
В 3 километрах от станции Софрино расположился красивейший дворец, построенный будто бы по приказу царевны Софьи. На самом деле село Софрино принадлежало Ф.С. Салтыкову, который возвел здесь церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Потом село перешло во владение графу М.Г. Головкину, во дворце которого во время поездок в Троице-Сергиеву Лавру останавливались члены царской фамилии.
Каменный дом-дворец разобрали в 1893 году, а на его месте были выстроены трапезная в русском стиле и кирпичная колокольня.
Смоленский храм во имя Смоленской иконы Божией Матери представляет собой сооружение в стиле «нарышкинского барокко», состоящее из восьмериков с богато декоративными дверями и наличниками. Рядом с храмом можно увидеть остатки небольшого парка XVIII века.
Сегодня Софрино известно тем, что в нем расположено художественно-производственное объединения Русской православной церкви – предприятие по изготовлению икон и церковной утвари.
Неподалеку от Софрино находится село Воздвиженское, в котором в 1782 году останавливались во время бегства в Троице-Сергиеву Лавру царевичи Петр и Иван и царевна Софья. В селе сохранилась Воздвиженская церковь, возведенная в 1840 году в стиле классицизма.
В 3 километрах к западу от Хотьково, в Ахтырке, находилось владение князей Трубецких. Здесь довольно долго жили братья-философы С.Н. и Е.Н. Трубецкие, русский языковед Н.С. Трубецкой и Д. Ушаков, Р. Якобсон. Часто приезжал сюда знаменитый Н.Г. Рубинштейн, который давал в имении небольшие концерты. Построенные в 20-х годах XIX века архитектором А.С. Кутеповым дом-дворец с флигелями и галереями, оранжереи до наших дней не дошли – после Октябрьской революции усадьба была сожжена. Сохранились только усадебная церковь в стиле ампир и окружающий ее парк.
В 5 километрах на юго-восток от Хотьково расположился поселок Радонеж, который находится на месте древнего русского города. Здесь прошло детство будущего великого подвижника земли Русской, Сергия Радонежского. Родился он в боярской семье в Ростове Великом, а Радонеж стал его малой родиной. В 1988 году был сооружен памятник преподобному Сергию Радонежскому работы скульптора В.М. Клыкова. От старинных времен в городе осталась лишь оборонительная деревянная стена XIV-XV веков.
В 4 километрах от железнодорожной станции «Ашукинская», на реке Талице, расположено село Мураново которое впервые упоминается в 1767 году как земля, принадлежавшая князьям Оболенским. В 1816 году имение купил Л.Н. Энгельгард – командир Уфимского полка, участник русско-турецкой войны 1787-1791 годов, герой очаковских сражений, большой любитель и знаток литературы, автор любопытных «Записок» о временах правления Екатерины II и Павле I.
В 1820 году на Анастасии Львовне Энгельгард женился отставной военный Нейшлотского пехотного полка и поэт Евгений Абрамович Баратынский. Его познакомил с ней герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.
Фактически именно Е.А. Баратынский и занялся полным устройством усадьбы Мураново, начав с возведения нового зимнего дома. Постепенно здесь сформировалась «счастливая глушь».
Основной дом представляет собой деревянное, обложенное кирпичом двухэтажное здание с одноэтажной пристройкой и двухэтажной башней. Центральная часть дома увенчана восьмигранным «фонарем»-куполом, который при Е.А. Баратынском был стеклянным.
Внутреннее расположение комнат в доме создавало ряд чрезвычайно выгодных перспектив. Кроме большой гостиной в нем еще были специальная литературная комната и зеленая гостиная для отдыха, так называемая «Аксаковская комната», «Тютчевская комната» и «Гоголевская комната», в которой писатель ночевал, когда приезжал в Мураново.
После смерти Е.А. Баратынского в 1844 году Мураново досталось его сестре Софье, которая вышла замуж за Николая Васильевича Путяту – близкого друга А.С. Пушкина, В. Одоевского и семьи Аксаковых. На их дочери Ольге впоследствии женился сын Ф.И. Тютчева – Иван Федорович. Ольга и стала последней владелицей Мураново.
При Тютчевых на литературные салоны, столь популярные в XIX веке, в Мураново приезжали поэты Я.П. Полонский и А.Н. Майков.
В первые годы советской власти усадьба была превращена в «Дом-музей первой половины XIX века. Собрание художественного и литературно-архивного материала, характеризующего жизнь и творчество поэта Ф.И. Тютчева». В дальнейшем название музея менялось. В музее хорошо оформлены кабинет, гостиные и парадные залы с мебелью, коллекциями фарфора и картин отечественных и зарубежных художников, комнаты знаменитых гостей с обстановкой того времени.
Неподалеку от Мытищ расположена деревня Жостово, в которой с начала XIX века занимаются декоративной живописью маслом на металлических подносах, покрываемых потом лаком. В качестве сюжетов используются пейзажи, сказочные персонажи, которые исполняются яркими красками на черном или цветном фоне.